Ноябрь 09, 2020

Александр Калинин: Нужно спасать малый и средний бизнес

Беседовал Олег ШЕПЕЛЮК

О том, что власти намерены с 1 января увеличить налоговую нагрузку, о судебной практике при рассмотрении дел, где истцами и/или потерпевшей стороной выступают представители частного бизнеса, о важности пролонгации указа №143 и не только рассказал председатель Белорусского союза предпринимателей (БСП) Александр КАЛИНИН.

— Александр Федотович, власть постоянно говорит о площадках для диалога. Как участвуют в этом диалоге бизнес-союзы?

— Не секрет, что в глазах мирового сообщества белорусские власти сегодня выглядят не лучшим образом. Но бизнес-союзам даже в этих условиях нужно системно работать над улучшением деловой среды и развитием условий для малого и среднего бизнеса. Этим и занимаемся — поскольку у нас абсолютно легитимное правительство, то с ним работаем. У наших коллег из других союзов есть идеи по изменению Конституции, но БСП пока в этом процессе не участвует. В условиях надвигающейся второй волны пандемии мы считаем, что надо спасать малый и средний бизнес, попытаться сохранить рабочие места и пережить тяжелые времена. Но сделать это непросто: как говорится, для диалога нужны двое.

Вариантов для завязывания диалога у бизнеса и власти не так много. А недавно до нашего союза дошла информация о том, что в Министерстве экономики в чьей-то голове родилась мысль ликвидировать департамент по предпринимательству и создать главное управление,
то есть понизить статус органа, который координирует в правительстве взаимодействие со структурами, защищающими интересы малого и среднего бизнеса! У нас и так мало вариантов для предметного обсуждения проб­лем и планируемых нововведений, а теперь и эту возможность урезают.

К тому же отмечу, что и департамент по предпринимательству не используется чиновниками в должной мере для взаимодействия с бизнесом. Мы предложили, наоборот, расширить полномочия и поднять статус департамента — сформировать коллегию, чтобы вопросы не решались узким кругом специалистов и всегда доводились до бизнеса, а не так, как сейчас.

Надеюсь, предложения БСП похоронят идею о понижении статуса департамента, витающую в коридорах Минэкономики. Ведь это совершенно противоречит линии на развитие негосударственного сектора экономики, потому что размывает персональную ответственность и ухудшает взаимодействие с министерством через общественно-­консультативный совет (ОКС), который в условиях пандемии не собирается вовсе, иногда проходит в виде онлайн-конференции.

— Но ведь директивой № 4 предусматривалось создание ОКС не только при Минэкономики, но и при всех министерствах, и, кроме того, создание национального ОКС.

— В сегодняшней административной системе координат и эпидемической обстановке отстаивать свои интересы частному бизнесу очень трудно. Предпринимателей вроде и спрашивают, но хаотично, поскольку нет реального заседания ОКС при Минэкономики, а когда собирался Национальный совет по развитию предпринимательства, вообще не помню. Не собирается и Совет по трудовым и социальным вопросам: нет площадок для диалога! Поэтому мы инициируем создание новой площадки в рамках действующего законодательства — работающий орган в департаменте по предпринимательству Минэкономики, чтобы как-то влиять на выработку решений и в очных встречах доводить до чиновников проблемы малого и среднего бизнеса.

Хотя, как уже бывало, нас могут послушать и остаться при своем
мнении. «Мы посовещались — и я решил» — эта порочная формулировка до сих пор определяет порядок принятия важных в государственном масштабе документов.

Мы инициируем реформу департамента, выступаем за создание коллегии с участием представителей самых авторитетных бизнес-союзов. Это позволит добиться тесного взаимодействия с чиновниками Минэкономики при выработке документов. Это очень важный вопрос, один из ключевых!

— Что можно назвать главной болевой точкой, над которой вы работаете?

— Пролонгация действия указа № 143. Она должна продолжить в том числе мораторий на увеличение базовой арендной величины (БАВ), которая с 1 октября поднялась на 5,6 %. Ранее она ежегодно увеличивалась с 1 апреля. В 2017-м БАВ равнялась 15,2 рубля, в 2018-м — 16,11, затем 16,9. В этом году указом № 143 от 24 апреля был введен мораторий, и планируемое увеличение ставки произошло не 1 апреля, а 1 октября, когда она поднялась до 17,85 рубля.

БАВ используется при расчетах арендной платы находящихся в государственной собственности площадей. Это применимо к собственности организаций и предприятий, в уставных фондах которых более 50 % акций принадлежит государству.

Наш союз придерживается мнения, что размер этой величины не имеет экономического обоснования, и эту точку зрения мы высказывали неоднократно. Размер ставки взят с потолка и существенно завышен. И в условиях пандемии коронавируса поднимать его абсолютно нет оснований, потому что в создавшихся весной непростых условиях, когда в некоторых отраслях выручка упала в разы, для многих компаний арендная плата становится непо­сильной.

Наш союз считает, что необходима пролонгация указа № 143 (и даже расширение его норм) до 30 июня 2021 года. Ведь идет вторая волна коронавируса, и даже исполняющий обязанности министра здравоохранения Дмитрий Пиневич признал, что она будет длительной и закончится не раньше середины следующего года. Кроме того, мы подняли вопрос по коэффициентам к налогу на недвижимость и земельному налогу.

— Хорошо уже то, что не планируется повышать налоговую нагрузку, как недавно заявил министр по налогам и сборам Сергей Наливайко.

— Как сказать… И это вторая важная точка приложения наших усилий — планируемое введение нового квазиналога. Да, формально новый сбор не называется налогом, но легче от этого не становится: предполагается «протянуть» указ о создании внебюджетного фонда развития стройотрасли. Согласно документу, проект которого разослали всем членам национального Совета по трудовым и социальным вопросам, в котором я представляю малый бизнес и негосударственных нанимателей малого и среднего предпринимательства, с 1 января 2021 года все предприятия должны будут перечислять в этот фонд 1 % от стоимости строительно-монтажных работ.

Правительство пытается увеличить налоговую нагрузку, но мы сопротивляемся. БСП рассматривает этот указ как нарушение Генерального соглашения между правительством, профсоюзами и нанимателями.

Третье направление — работа над новой Государственной программой поддержки малого и среднего предпринимательства. Ведь через два месяца с небольшим завершается действие госпрограммы, принимавшейся на 2016—2020 годы. Сейчас в правительстве идет работа над документом по развитию малого и среднего бизнеса до 2025 года, и в него необходимо заложить реальные, четко определенные меры поддержки МСБ. Мы пытаемся внести свои предложения, потому что устойчивое социально-экономическое развитие государства сегодня напрямую зависит от активности малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики достаточно мобилен и легко адаптируется к часто изменяющимся рыночным условиям, поэтому развитие МСБ является фундаментом для экономического роста.

Кроме того, есть две локальные проблемы, касающиеся Минска. Первая — установленный горисполкомом запрет на приватизацию
производственных помещений в центре города. По нашему мнению, он не соответствует законодательству. Вторая — отмена льготы по оплате аренды мест на ярмарках. Раньше ярмарки поддерживали тех, кто торгует белорусской продукцией, и бесплатно предоставляли участки для торговли, два последних года белорусские предприниматели имели возможность не платить за место. Сейчас Мингорис­полком приравнял их к торговцам азиатским ширпотребом — за  этот клочок асфальта уже надо заплатить. И это во время коронавируса, когда выросла необходимость в помощи и поддержке.

— Ваш союз всегда активно отстаивал в судах интересы частного бизнеса. Поделитесь последними успехами.

— Суды против государства мы регулярно проигрываем. Даже если и доказываем свою правоту, представителям частного бизнеса, который мы в этих судах представляем, легче не становится. К примеру, защищали интересы предприятий, понесших убытки из-за незаконных предписаний по линии санитарных органов. Доказали, что предписания незаконны, их отменили, но возместить убытки не удается.

— Что нужно делать, чтобы государство перестало дискриминировать частный бизнес в судах?

— На словах у нас в Конституции равенство форм собственности.
Принято несколько госпрограмм по развитию частного бизнеса,
принимались указы, нацеленные на поддержку МСБ. И хоть доля этого сектора экономики в ВВП постоянно растет, большинство этих документов не работает. Депутатский корпус в целом очень пассивен, а общественные организации (типа нашего союза) не могут в целом компенсировать эту пассивность.

Подписка на Все
22 января 2021
Россия выплатила первый транш компенсации Мозырскому НПЗ за грязную нефть.
22 января 2021
Для страны важно ввести в эксплуатацию комплекс замедленного коксования (КЗК) на "Нафтане", потому что через увеличение глубины переработки и выпуска нефтепродуктов мы компенсируем потери от российского налогового маневра.
22 января 2021
Грузия полностью отменит ограничения на международное регулярное авиасообщение с 1 февраля 2021 года.
22 января 2021
Цена биткоина на криптовалютных биржах 21 января упала ниже $30 тыс. впервые с 4 января.
22 января 2021
Теплоснабжение в Московском районе Минска планируют восстановить к четырем часам дня 22 января.
22 января 2021
На пощади Независимости в Минске горел человек. В СК одтвердили, что это был акт самосожжения.

Страницы